Перейти к содержимому

Как начать программировать на python

  • автор:

Не знаете, как начать программировать?

Попробуйте Python! У него несложный синтаксис, имитирующий естественные языки, поэтому его проще понять, чем другие языки программирования.

Убедитесь сами

Поздоровайтесь на Python

По традиции первая программа, которую пишут на любом языке, — это вывод фразы «Hello, world!». Посмотрите, как просто это сделать на Python!

Найдите среднее арифметическое нескольких чисел

Для сложения чисел в Python используется оператор «+», для деления — оператор «/». Не нужно никаких специальных символов — просто пишите, как на бумаге.

Начните с простых проектов

Python — один из самых популярных языков программирования. Лучший способ его изучить — сразу начать писать код!

Простой чат-бот

Если вы только начинаете программировать, простой чат-бот поможет вам быстро и легко познакомиться с основами Python.

Zookeeper

Создайте инструмент, который поможет зоопарку следить за его обитателями, а вас познакомит с основами синтаксиса, переменными и разными типами хранилищ данных.

Знакомьтесь с профессиональными инструментами по ходу обучения

Проходя пошаговые курсы в PyCharm, уже в процессе учебы вы сможете поработать с профессиональными инструментами разработчика.

Введение в Python

Знакомство с основами языка: переменные, строки и другие структуры данных, практическая реализация циклов, функций и классов, работа с текстовыми файлами и многое другое.

Machine Learning 101

Основные понятия и алгоритмы машинного обучения: от простейших классификаторов до нейросетей. Любой урок можно пройти независимо от других.

NumPy

Этот вводный курс посвящен самой популярной библиотеке и самому распространенному пакету для научных вычислений на Python — NumPy.

Как начать программировать на Python

Если вы не знаете, с какого языка начать изучать программирование, — почитайте, что думает об освоении Python программист Skillbox Вадим Шандринов.

Вадим Шандринов

Вадим Шандринов

Ведущий программист Skillbox, опыт программирования на Python — более 16 лет. Ведет обучающий курс по этому языку.

2 часа 2 мин.

15 мин.

1ч. 47 мин.

6 преимуществ Python

  1. Легко читаемый код — синтаксис языка построен таким образом, что он не позволяет писать «некрасивый» и неструктурированный код. Программа на Python выглядит как английский текст.
  2. Переносимость языка — Python является интерпретируемым языком и работает под виртуальной машиной, а это означает, что его можно запускать на разных платформах: MacOS, Linux, Windows, Android, iOS и прочих.
  3. Ускоренный цикл разработки — языку Python, в отличие от компилируемых языков программирования, таких как С, С++, С#, не нужно время на сборку и компиляцию программы, поэтому программа на Python быстро запускается и сразу показывает результат.
  4. Множество пакетов — язык имеет большое количество готовых решений и пакетов.
  5. Поддержка всех стилей программирования — императивный (приказной), объектный, функциональный.
  6. Низкий порог входа — за несколько дней можно начать писать свои первые программы.

Python и другие языки

В 2017 году Ассоциация инженеров электротехники и электроники IEEE (I triple E, «Ай трипл и») провела опрос на тему популярности языков программирования, и по его результатам Python занял лидирующие позиции.

Возможности Python-разработчика

  • Создание веб-приложений — имеет фреймворки для создания сайтов и веб-приложений, например, Django, Flask.
  • Автоматизация вычислительных комплексов — специальные серверные программы (Fabric, Ansible), которые разносят обновления по серверам, собирают информацию, позволяют автоматически инсталлировать систему и прочие процессы, которые требуют автоматизации.
  • Ведение научных исследований — обработка структурированных и неструктурированных данных огромных объемов, добыча и анализ данных в научной сфере (библиотеки NumPy, Pandas).
  • Создание полноценных десктопных приложений — создание переносимых десктоп-приложений (wxPython, pyQt).
  • Встраивание приложений в мобильные системы — написание программ и игр под мобильные устройства (kivi), а также для различных устройств (stackless python): терминалов, кассовых аппаратов, роутеров, систем видеонаблюдения.
  • Написание скриптов поведения в играх — например, в World of Tanks, EVE Online.

Кто программирует на Python

Компания Google создает свои версии языка и фреймворков. Серверная часть Instagram* написана на Python с использованием фреймворка Django. «Яндекс» использует Python для различных внутренних решений, например, в «Яндекс.Картах». В NASA пишут программы для анализа проходящих полетов, различные скрипты для автоматизации вычислительных процессов. Облачное хранилище Dropbox полностью написано на Python, и, кстати, разработчик и создатель языка Гвидо Ван Россум сейчас работает именно там.

Как начать работу с Python

Начать писать программы на Python очень просто, для этого нужно:

  1. Установить дистрибутив последней версии www.python.org/downloads/.
  2. Установить подходящий текстовый редактор www.sublimetext.com/3.

После установки дистрибутива запускаем консоль Python через появившийся ярлык в меню «Пуск» и тестируем работоспособность: например, вводим выражение «2 + 2». Если видим результат 4, значит, все работает.

Работать в консоли не очень удобно, поэтому закроем ее, перейдем в текстовый редактор Sublime Text3 и настроим его для работы.

Для начала в главном меню редактора во вкладке Tools → Build System → Python укажем, что собираемся использовать синтаксис Python. Далее пропишем простую команду print(‘Hello world’), сохраним файл с расширением .py и запустим на выполнение комбинацией клавиш Ctrl + B. Если в консоли редактора вы увидите надпись «Hello world», значит, все настроено правильно и можно приступать к работе.

Пишем скрипт для рисования

В данном примере мы напишем скрипт, который будет рисовать дерево. Для работы с графикой в открытом доступе существует специальная Python-библиотека simple_draw. Чтобы установить ее, необходимо открыть командную строку (cmd) и прописать в ней команду pip install simple_draw.

Для начала давайте представим, из чего состоит структура дерева. Это ствол и ветки. В нашей программе дерево будет строиться из векторов — направленных отрезков. Попробуем нарисовать вектор. Перейдем в редактор, создадим новый файл draw.py и пропишем следующий код:

Представим, что мы отрисовали ствол дерева. Теперь попробуем создать еще несколько векторов, чтобы нарисовать ветви. У дерева может быть огромное количество веток, поэтому придется создавать и большое количество векторов. Такой код будет слишком громоздким и длинным. Чтобы этого избежать, автоматизируем процесс рисования векторов и создадим функцию branch, принимающую на вход параметры point, angle, length и width, которая и будет рисовать ветви.

Мы нарисовали 4 вектора. Каждый последующий вектор исходит от конца предыдущего и отличается длиной и углом отклонения, тем самым формируя изгиб ветви дерева. Но если мы снова представим реальное дерево, то чтобы отрисовать его, потребуется еще множество векторов. Задача программиста — написать как можно более компактный, универсальный и красивый код.

Поэтому сейчас пора освоить такую важную вещь, как рекурсия. Рекурсия — это когда функция внутри своего тела вызывает саму себя. Сократим немного код и перепишем функцию.

Как видите, небольшая функция за нас сделала всю работу. Изменив ее параметры и немного «поиграв» с кодом, можно добиться различных форм и видов деревьев.

Заключение

Python — очень перспективный и востребованный язык. Рассмотрев наглядный пример, мы видим, что его синтаксис и правда прост, а код — легко читаем. О возможностях и преимуществах перед другими языками мы тоже успели поговорить.

Читайте также:

  • Как начать программировать на Python: экспресс-гайд
  • Лучшее из любимого: 13 отличных статей о Computer Science
  • Как происходит модульное тестирование в Python

Бесплатный курс Python (питон), самостоятельное обучение программированию с нуля

Изучение программирования — непростой и длительный процесс. Изучение синтаксиса языка — самая простая и короткая часть в пути, но без неё невозможно начать. Этот курс посвящен азам написания программ на Python. Он готовит плацдарм для написания осмысленных программ

18 часов 127857 студентов 72 урока с практикой в браузере

Основы языка Python

  • 1. Привет, Мир!
  • 2. Комментарии
  • 3. Инструкции (Statements)
  • 4. Как мы проверяем ваши решения
  • 5. Синтаксические ошибки

Python (или, как его еще называют, «питон») – популярный и перспективный язык. Его часто выбирают в качестве первого для знакомства с программированием. Изучать Python мы будем с нуля, с самых азов. Первый модуль – плацдарм для написания осмысленных программ. В нем мы разберем, как дать команду компьютеру на языке Python. Расскажем, что такое комментарии и зачем они нужны. На примере проверки ваших решений на сайте рассмотрим, что такое тестирование и как читать вывод тестов. Объясним, почему нельзя нарушать грамматические правила языка программирования.

Арифметика в Python

  • 6. Арифметические операции
  • 7. Операторы
  • 8. Коммутативная операция
  • 9. Композиция операций
  • 10. Приоритет
  • 11. Числа с плавающей точкой
  • 12. Линтер

Современные программы создаются для обслуживания бизнесов, помощи в ежедневной жизни и развлечений. Но в основе их работы по-прежнему лежат вычисления. Наиболее простая и базовая тема в программировании — арифметика. В этом модуле мы переведем арифметические действия на язык программирования, освоим базовую терминологию – например, чем оператор отличается от операнды. Поговорим о приоритете операций. А под конец расскажем, что такое линтер и почему он может «ругаться».

Строки

  • 13. Кавычки
  • 14. Экранированные последовательности
  • 15. Конкатенация
  • 16. Кодировка

Текст в программировании называется «строками», и эта тема не так проста, как может показаться. Как вывести фразу, в которой есть и одинарные, и двойные кавычки? Что такое экранированная последовательность? Модуль посвящен разным аспектам написания текста – мы поэкспериментируем с выводом разных строк и поговорим о кодировке.

Переменные

  • 17. Что такое переменная
  • 18. Изменение переменной
  • 19. Выбор имени переменной
  • 20. Ошибки при работе с переменными
  • 21. Выражения в определениях
  • 22. Переменные и конкатенация
  • 23. Именование переменных
  • 24. Магические числа
  • 25. Константы

Информацию можно помещать в специальные «хранилища», а потом использовать сколько угодно раз. Эти хранилища называются переменными, и они помогают упростить код и сократить лишние повторения.

Глубже про строки

  • 26. Интерполяция
  • 27. Извлечение символов из строки
  • 28. Срезы строк
  • 29. Multi-line строки

Продолжаем изучать строки и их связь с переменными. Разбираем интерполяцию, извлечение символов, слайсы и другое

Типы данных

  • 30. Типы данных
  • 31. Сильная (или Строгая) типизация
  • 32. Неизменяемость примитивных типов
  • 33. Явное преобразование типов

Python – язык с сильной типизацией и неизменяемыми примитивными типами данных. Что произойдет, если мы попробуем умножить число на строку? Каким образом Python понимает, что за тип данных перед ним? Что такое преобразование типов? Ответы на эти вопросы вы найдете в текущем модуле.

Начните прямо сейчас

Вызов функций

  • 34. Функции и их вызов
  • 35. Сигнатура функции
  • 36. Аргументы по умолчанию
  • 37. Вызов функции — выражение
  • 38. Функции с переменным числом параметров
  • 39. Детерминированность
  • 40. Стандартная библиотека

Для выражения любой произвольной операции в программировании существует понятие «функция». Функции — кирпичики, из которых программисты строят системы. В этом модуле мы научимся пользоваться уже созданными функциями. Посмотрим на сигнатуру функции в документации и разберемся, как её использовать. Познакомимся со стандартными библиотеками, которые хранят тысячи функций. Все функции невозможно выучить, но каждый программист должен знать, где искать документацию по ним.

Свойства и методы

  • 41. Объекты
  • 42. Неизменяемость
  • 43. Методы как выражения
  • 44. Цепочка вызовов

Данные, которыми мы оперируем в своих программах, могут обладать важными атрибутами. В Python атрибуты встроены прямо в язык. Кроме статических свойств у данных существуют методы — функции, находящиеся внутри свойств. Свойства и методы — такие же выражения, как переменные или вызовы функции, а значит, их можно всячески комбинировать. Глубже эти темы разбираются на отдельных курсах, посвященных объектно-ориентированным возможностям Python. Мы же в этом модуле изучим основы.

Определение функций

  • 45. Создание (определение) функций
  • 46. Возврат значений
  • 47. Параметры функций
  • 48. Необязательные параметры функций
  • 49. Именованные аргументы
  • 50. Аннотации типов

Определение собственных функций значительно упрощает написание и поддержку программ. Например, умение определять функции позволяет объединять сложные (составные) операции в одну – вся сложность может быть скрыта за одной простой функцией. Научившись писать функции, вы сделаете первый шаг на пути к построению по-настоящему полезных программ. И мы вам в этом поможем. В этом модуле вы создадите свою первую функцию и научитесь давать ей название, которое поймет любой разработчик.

Логика

  • 51. Логический тип
  • 52. Предикаты
  • 53. Комбинирование операций и функций
  • 54. Логические операторы
  • 55. Отрицание
  • 56. Результат логических выражений

Логические выражения позволяют отвечать на вопросы, которые возникают во время работы программы. Пользователь аутентифицирован? Подписка оплачена? Год високосный? В этом модуле изучаем функции-предикаты – те, которые задают вопрос и отвечают на него – правда это или ложь. Попрактикуемся в написании таких функций и перейдем к более сложным логическим выражениям.

Условные конструкции

  • 57. Условная конструкция (if)
  • 58. Условная конструкция else
  • 59. Конструкция else + if = elif
  • 60. Тернарный оператор
  • 61. Оператор Match

Задача функции-предиката — получить ответ на вопрос, но обычно этого недостаточно и нужно выполнить определенное действие в зависимости от ответа. If и if-else – конструкции Python, с помощью которых программист может выбирать необходимое поведение программы в зависимости от разных условий: пропускать одни инструкции и выполнять другие. Их и разберем на практике в этом модуле.

Циклы

  • 62. Цикл While
  • 63. Агрегация данных (Числа)
  • 64. Агрегация данных (Строки)
  • 65. Обход строк
  • 66. Условия внутри тела цикла
  • 67. Формирование строк в циклах
  • 68. Пограничные случаи
  • 69. Синтаксический сахар
  • 70. Возврат из циклов
  • 71. Цикл For
  • 72. Цикл for и функция range

Любой код может повторяться десятки, тысячи, миллионы раз. В комбинации с другими известными нам инструментами — переменными и условиями — это открывает множество возможностей по построению программ и сложных систем. Приведем простой пример. Вам нужно найти конкретную фразу в учебнике из 500 страниц. Фразу вы помните, а вот номер страницы нет. Самый простой (и долгий) способ — последовательно просматривать страницы до тех пор, пока не найдете нужную. Для выполнения таких повторяющихся действий и нужны циклы.

Как начать программировать на Python

Если знаете JavaScript, освоиться в Питоне можно за 15 минут.

Python — мощный язык программирования, который подходит почти для всего, от нейросетей до аналитики, от машинного обучения до веб-разработки. Он невероятно крут, и нас была про него отдельная статья. Настало время познакомиться с ним поближе.

Чтобы ускорить процесс, мы будем использовать знания о программировании из JavaScript-мира. Для этого мы просто покажем, как уже знакомые вам вещи и конструкции выглядят на Python и чем они отличаются. Если вы хотите сразу проверить свой код, используйте онлайн-интерпретатор: onlinegdb.com/online_python_compiler.

В этой статье ничего особенного делать не будем — просто посмотрим на разницу в синтаксисе и простые действия в этом языке. Постепенно будем делать более сложные штуки.

Комментарии

JavaScript. Используются два слеша в начале строки:

// комментарий на JavaScript

Python. Вместо двух косых черт — знак решётки, тоже в начале строки:

# а это — комментарий на Python

Переменные

Главное отличие в том, что нам не нужно ключевое слово var, чтобы объявить новую переменную. Нужна переменная — просто напишите её в любом месте и присвойте её какое-то значение. С основными типами данных всё то же самое — целые числа, дробные, символы, строки, логический тип и так далее.

// целое число var a = 1; // дробное число var b = 2.5; // символ var c = 'c'; // строка var d = 'string'; // логическая переменная var e = true; // массив var f = [1, 2, 3, 4, 5];
# целое число a = 1 # дробное число b = 2.5 # символ — это короткая строка c = 'c' # строка d = 'string' # логическая переменная e = true # список (как массив в JS) f = [1,2,3,4,5]

Присваивание и математические операции

Здесь практически всё то же самое, за исключением пары моментов — посмотрите сами.

var a, b; // присваивание a = 10; b = a; // сложение, умножение, вычитание, деление и скобки a = (15 + (10 / b)) * (b - 10);
# присваивание a = 10 b = a # сложение, умножение, вычитание, деление и скобки a = (15 + (10 / b)) * (b - 10)

Условный оператор и логика

Когда будете смотреть блок If на Python, обратите внимание на отступы. В этом языке нет фигурных скобок, которые говорят «весь этот кусок кода относится вот к этому элементу». Вместо них используют отступы — то, что смещено правее относится к тому, что находится выше и левее.

Второе отличие — необязательные скобки при сравнении и использование понятных and и or вместо && и ||.

var a, b; a = 5; b = 10; // Условный оператор if (a == b) < // выводим результат, если верно console.log('a = b'); >else < // если условие неверное — выводим другое сообщение console.log('a ≠ b') >// условные операторы — И, ИЛИ, НЕ if ((a > 5) && (b
a = 5 b = 10 # Условный оператор if a == b: # выводим результат, если верно print('a = b') else : # если условие неверное— выводим другое сообщение print('a ≠ b') # условные операторы— И, ИЛИ, НЕ if a > 5 and b < 10 or not a != b: print('Сложное условие сработало')

Циклы

В Python нет цикла с постусловием, когда сначала выполняется тело цикла, а затем проверяется условие. Но зато оставшиеся 2 цикла умеют намного больше, чем просто выполнять что-то по кругу. Мы это подробно разберём в отдельной статье на примерах, а пока просто посмотрим на синтаксис и сравним с JavaScript.

Ещё одно отличие — в цикле for. В нём важно указать последовательность, по которой будет идти переменная цикла. Поэтому перед использованием цикла нужно эту последовательность подготовить — обычно для этого используют команду range().

var a, b; a = 5; b = 10; // цикл с известным числом повторений for (var i = 1; i // цикл с предусловием while (a < b) < a += 1; console.log(a); >// цикл с постусловием do < a -= 1; console.log(a); >while (a > 1)
a = 5 b = 10 # сразу в цикле готовим последовательность от 0 до 5, потому что 6 уже не будет входить в диапазон for i in range(6): print(i) # Цикл с предусловием while a < b: a += 1 print(a)

Функции

Здесь тоже всё просто и похоже — задаём имя функции; аргументы, если они нужны; а потом пишем, что функция должна делать. Вызываются одинаково.

// задаём функцию sum с параметрами a и b function sum(a, b) < // пишем команды, которые должна выполнять функция console.log('Сумма равна', a + b); >// запускаем нашу функцию с нужными нам параметрами sum(5, 10);
# задаём функцию sum с параметрами a и b def sum(a,b): # пишем команды, которые должна выполнять функция print('Сумма равна', a+b) # запускаем нашу функцию с нужными нам параметрами sum(5,10)

Результат

Как видите, если вы знаете один язык программирования, освоить второй уже намного легче. Дело в том, что большинство языков похожи друг на друга и отличаются концепцией или реализацией в деталях. Логика же везде остаётся неизменной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *