Перейти к содержимому

Как написать крестики нолики на python

  • автор:

Крестики-нолики

Очень полезно в целях изучения языка программирования написать на нем несколько простых программ. Здесь мы представим игру крестики-нолики, которая написана на Python 3 с графическим интерфейсом.

О программе

В этой игре можно помериться силами с компьютером. Первый ход за игроком. Но победить искусственный интеллект в этом противостоянии будет не так уж и просто. Компьютер не делает «зевков» и если у него есть шанс победить, он непременно им воспользуется.

Внизу расположена кнопка для начала новой игры. По её нажатию игровое поле очистится и можно будет начать игру заново.

Игрок ставит крестики, а компьютер нолики. Как всегда, побеждает тот, кто первый составит линию из своих символов: по горизонтали, вертикали или диагонали.

Библиотеки и объявление переменных

Для отображения графики будем использовать стандартную библиотеку Tkinter, которая устанавливается вместе с Python. Так же нам потребуется библиотека random для того, чтобы получать случайные числа, благодаря которым ходы компьютера будут неожиданными.

Это также стандартная библиотека Python. Так что ничего дополнительно устанавливать не надо. Просто подключаем их с помощью import . Создаем окно root , устанавливаем ему заголовок и объявляем необходимые переменные:

  • game_run – в эту переменную будем записывать False при завершении игры, чтобы запретить делать ходы когда уже выявлен победитель.
  • field – это будет двумерный список, в котором будут храниться кнопки игрового поля. Ходом будет изменение надписи на кнопке на символ «X» или «O».
  • cross_count в этой переменной мы будем отслеживать количество крестиков на поле. Чтобы по выставлению пятого крестика, в случае если никто не выиграл фиксировать ничью.
from tkinter import * import random root = Tk() root.title('Criss-cross') game_run = True field = [] cross_count = 0

Обработка нажатия кнопок

Функция new_game будет вызываться при нажатии кнопки начала новой игры. На поле убираются все крестики и нолики. Цвет кнопок делаем бледно-лиловым. Устанавливаем глобальные переменные game_run и cross_count в начальные значения. Это глобальные переменные к которым пытаемся обратиться из функции. Поэтому перед попыткой изменить их значение, в Python надо использовать ключевое слово global .

def new_game(): for row in range(3): for col in range(3): field[row][col]['text'] = ' ' field[row][col]['background'] = 'lavender' global game_run game_run = True global cross_count cross_count = 0

Функция click будет вызываться после нажатия на поле, то есть при попытки поставить крестик. Если игра еще не завершена, то крестик ставится. После этого увеличиваем счетчик количества выставленных крестиков.

Потом проверяем с помощью функции check_win , не победили ли мы этим ходом. Если еще не выявлен победитель и есть еще ходы, то выполняет ход компьютер функцией computer_move , и также после хода идет проверка выигрыша.

def click(row, col): if game_run and field[row][col]['text'] == ' ': field[row][col]['text'] = 'X' global cross_count cross_count += 1 check_win('X') if game_run and cross_count < 5: computer_move() check_win('O')

Проверка победы

Функция check_win осуществляет проверку выигрыша. Она перебирает все возможные комбинации полей, образующих линию и вызывает с ними функцию check_line . Переменная smb – это символ «X» или «O», то есть крестики или нолики. Если задан «O», то проверяется: не победил ли компьютер.

Если зафиксирован выигрыш, то меняем цвет фона кнопок, составляющих линию на розовый. А также записываем в game_run значение False .

def check_win(smb): for n in range(3): check_line(field[n][0], field[n][1], field[n][2], smb) check_line(field[0][n], field[1][n], field[2][n], smb) check_line(field[0][0], field[1][1], field[2][2], smb) check_line(field[2][0], field[1][1], field[0][2], smb) def check_line(a1,a2,a3,smb): if a1['text'] == smb and a2['text'] == smb and a3['text'] == smb: a1['background'] = a2['background'] = a3['background'] = 'pink' global game_run game_run = False

Проверяем все возможные варианты, так как теоретически можно одним ходом составить сразу 2 линии.

Действия компьютера

Ход компьютера рассчитывается в функции computer_move . Алгоритм его действий следующий:

  1. Проверка возможности победы. Если компьютеру представился шанс победы – он не должен его упустить. Сразу же делает победу.
  2. Проверка возможной победы противника за один ход. Если игрок выставил два крестика в ряд, компьютер пытается разрушить планы игрока.
  3. Случайный ход. Так как победить нет возможности и нет угрозы проигрыша, то выбирается случайное свободное поле. В бесконечном цикле wile перебираются случайные числа, пока они не выпадут на не занятое поле.
def can_win(a1,a2,a3,smb): res = False if a1['text'] == smb and a2['text'] == smb and a3['text'] == ' ': a3['text'] = 'O' res = True if a1['text'] == smb and a2['text'] == ' ' and a3['text'] == smb: a2['text'] = 'O' res = True if a1['text'] == ' ' and a2['text'] == smb and a3['text'] == smb: a1['text'] = 'O' res = True return res def computer_move(): for n in range(3): if can_win(field[n][0], field[n][1], field[n][2], 'O'): return if can_win(field[0][n], field[1][n], field[2][n], 'O'): return if can_win(field[0][0], field[1][1], field[2][2], 'O'): return if can_win(field[2][0], field[1][1], field[0][2], 'O'): return for n in range(3): if can_win(field[n][0], field[n][1], field[n][2], 'X'): return if can_win(field[0][n], field[1][n], field[2][n], 'X'): return if can_win(field[0][0], field[1][1], field[2][2], 'X'): return if can_win(field[2][0], field[1][1], field[0][2], 'X'): return while True: row = random.randint(0, 2) col = random.randint(0, 2) if field[row][col]['text'] == ' ': field[row][col]['text'] = 'O' break

Графический интерфейс

Все элементы графического интерфейса мы будем размещать с помощью упаковщика grid . В цикле добавим кнопки игрового поля. Они будут храниться в двумерном список. В языке программирования Python добавляют элементы в список с помощью метода append .

Свойство colorspan у кнопки начала игры выставляем в 3, чтобы он занимал всю ширину таблицы

for row in range(3): line = [] for col in range(3): button = Button(root, text=' ', width=4, height=2, font=('Verdana', 20, 'bold'), background='lavender', command=lambda row=row, col=col: click(row,col)) button.grid(row=row, column=col, sticky='nsew') line.append(button) field.append(line) new_button = Button(root, text='new game', command=new_game) new_button.grid(row=3, column=0, columnspan=3, sticky='nsew') root.mainloop()

Игровое поле мы делали таким же образом как и кнопки в примере с калькулятором, размещённом в отдельной статье.

В целом, реализация игры крестики-нолики неплохо подходит для изучающих программирование на Python 3. Можно немного усложнить задачу, добавив уровни сложности. Например, на простом уровне сложности компьютер делает абсолютно случайные ходы. На более сложном не упускает возможности победить, но все еще может прозевать два крестика выставленных в ряд.

Как создать крестики нолики в Питоне: простой гайд для начинающих

Для создания игры "крестики-нолики" в Python вам понадобится использовать базовые концепции и структуры данных языка. Вот пример кода, который позволит вам начать:

 # Создаем игровое поле игровое_поле = [['-', '-', '-'], ['-', '-', '-'], ['-', '-', '-']] # Отображаем игровое поле def отобразить_поле(): for строка in игровое_поле: print(' '.join(строка)) # Ход игрока def сделать_ход(строка, столбец, символ): игровое_поле[строка][столбец] = символ # Пример игры отобразить_поле() сделать_ход(1, 1, 'X') отобразить_поле() 

Это пример кода, который создаст игровое поле 3x3 и позволит игрокам делать ходы. Вы можете модифицировать этот код, чтобы добавить проверки на выигрыш и другие функции, чтобы сделать его полноценной игрой "крестики-нолики". Удачи в создании своей игры!

Детальный ответ

Как создать крестики-нолики в Python

Крестики-нолики - это популярная настольная игра, и написание ее версии на языке программирования Python может быть отличным способом попрактиковаться в программировании. В этой статье я подробно объясню, как создать простую игру крестики-нолики с использованием Python.

Шаг 1: Создание игрового поля

Первым шагом в создании крестиков-ноликов является создание игрового поля. Для этого нам понадобится двумерный список, представляющий собой сетку 3x3. Каждый элемент списка будет представлять клетку игрового поля.

 игровое_поле = [['-', '-', '-'], ['-', '-', '-'], ['-', '-', '-']] 

В приведенном выше примере мы создали двумерный список с помощью списка в списке. Изначально каждая клетка обозначается символом "-".

Шаг 2: Вывод игрового поля

Чтобы игроки могли видеть текущее состояние игры, нам нужна функция, которая будет выводить игровое поле на экран. Мы можем использовать цикл for для итерации по каждому элементу списка и вывода его значения.

 def вывод_поля(поле): for i in поле: for j in i: print(j, end=' ') print() 

Вызов функции вывод_поля(игровое_поле) должен вывести следующее:

Шаг 3: Ход игроков

Теперь, когда у нас есть игровое поле и функция для его вывода, давайте реализуем возможность игрокам делать ходы. Для этого мы определим функцию сделать_ход() , которая будет принимать координаты клетки и символ игрока (крестик или нолик).

 def сделать_ход(строка, столбец, символ, поле): поле[строка][столбец] = символ 

Например, вызов функции сделать_ход(1, 1, 'X', игровое_поле) поместит символ "X" в центральную клетку игрового поля:

Шаг 4: Логика победы

Крестики-нолики - это игра, в которой побеждает игрок, который первым соберет линию из трех символов своего типа (горизонтальную, вертикальную или диагональную). Чтобы проверить, есть ли победитель, мы будем использовать функцию проверить_победу() .

 def проверить_победу(символ, поле): # Проверка горизонтальных линий for i in range(3): if поле[i][0] == поле[i][1] == поле[i][2] == символ: return True # Проверка вертикальных линий for j in range(3): if поле[0][j] == поле[1][j] == поле[2][j] == символ: return True # Проверка диагональных линий if поле[0][0] == поле[1][1] == поле[2][2] == символ: return True if поле[0][2] == поле[1][1] == поле[2][0] == символ: return True return False 

Например, если вызвать функцию проверить_победу('X', игровое_поле) , она вернет False , так как победитель еще не определен.

Шаг 5: Игра в крестики-нолики

Теперь, когда у нас есть все необходимые функции, давайте объединим их, чтобы создать полноценную игру крестики-нолики. Мы будем использовать цикл while для обработки ходов игроков до тех пор, пока не будет определен победитель или не заполнится все игровое поле.

 игровое_поле = [['-', '-', '-'], ['-', '-', '-'], ['-', '-', '-']] игрок = 'X' победитель = False while not победитель: вывод_поля(игровое_поле) строка = int(input('Выберите строку (0, 1 или 2): ')) столбец = int(input('Выберите столбец (0, 1 или 2): ')) сделать_ход(строка, столбец, игрок, игровое_поле) победитель = проверить_победу(игрок, игровое_поле) if победитель: print('Поздравляем! Игрок', игрок, 'победил!') elif '-' not in игровое_поле[0] and '-' not in игровое_поле[1] and '-' not in игровое_поле[2]: print('Ничья!') break игрок = 'O' if игрок == 'X' else 'X' 

Теперь, после каждого хода игрока, будет отображаться текущее состояние игрового поля, игрок будет вводить координаты клетки, а после каждого хода будет проводиться проверка на наличие победителя или ничью. Вот и все! Мы создали простую игру крестики-нолики на языке программирования Python. Эта игра может быть дальше улучшена добавлением дополнительных функций, таких как проверка на недопустимые ходы или реализация компьютерного противника. Я надеюсь, что эта статья помогла вам понять, как создать крестики-нолики в Python. Удачи с вашими программированием!

�� Как написать игру крестики нолики на Python? Подробный гайд для начинающих!

Для написания игры "крестики-нолики" на языке Python, можно использовать простой и понятный подход. Вот пример кода:

 # Создаем пустой список для игрового поля поле = [' ' for _ in range(9)] # Функция для отображения игрового поля def отобразить_поле(): print('-------------') for i in range(3): print('|', поле[i*3], '|', поле[i*3+1], '|', поле[i*3+2], '|') print('-------------') # Функция для хода игрока def сделать_ход(игрок, позиция): поле[позиция] = игрок # Функция для проверки выигрыша def проверить_выигрыш(игрок): выигрышные_комбинации = ((0, 1, 2), (3, 4, 5), (6, 7, 8), (0, 3, 6), (1, 4, 7), (2, 5, 8), (0, 4, 8), (2, 4, 6)) for комбинация in выигрышные_комбинации: if поле[комбинация[0]] == поле[комбинация[1]] == поле[комбинация[2]] == игрок: return True return False # Функция для проверки ничьи def проверить_ничью(): return ' ' not in поле # Главная функция для игры def играть(): отображить_поле() while True: позиция = int(input('Выберите позицию для хода (от 0 до 8): ')) if поле[позиция] == ' ': сделать_ход('X', позиция) отобразить_поле() if проверить_выигрыш('X'): print('Вы победили!') break if проверить_ничью(): print('Ничья!') break позиция_компьютера = выбрать_ход_компьютера() сделать_ход('O', позиция_компьютера) отобразить_поле() if проверить_выигрыш('O'): print('Компьютер победил!') break if проверить_ничью(): print('Ничья!') break # Функция для выбора хода компьютера def выбрать_ход_компьютера(): доступные_ходы = [i for i, ход in enumerate(поле) if ход == ' '] return random.choice(доступные_ходы) # Запуск игры играть() 

Вы можете скопировать этот код в свою среду разработки Python и запустить игру "крестики-нолики" на своем компьютере. Удачи!

Детальный ответ

Как написать игру "Крестики-нолики" на Python

Игра "Крестики-нолики" является одной из самых популярных настольных игр. В этой статье мы рассмотрим, как написать простую версию игры "Крестики-нолики" на языке программирования Python. Для создания игры "Крестики-нолики" нам понадобится использовать графическую библиотеку Tkinter, которая позволяет создавать графические пользовательские интерфейсы на Python. Для начала, давайте создадим окно игры:

 import tkinter as tk # Создание окна игры window = tk.Tk() window.title("Крестики-нолики") 

Далее, нам понадобится создать игровое поле и определить, какие игроки будут играть за крестики, а кто за нолики. Мы можем использовать список для представления игрового поля и переменную для отслеживания текущего игрока:

 # Создание игрового поля board = [[" " for _ in range(3)] for _ in range(3)] # Определение текущего игрока current_player = "X" 

Теперь, давайте создадим функцию для отображения игрового поля на экране:

 def draw_board(): for row in board: print(" | ".join(row)) print("-" * 9) 

Мы также можем создать функцию, которая будет запрашивать у игроков координаты для установки их символа на игровом поле:

 def get_move(): valid_move = False while not valid_move: try: row = int(input("Введите номер строки (от 1 до 3): ")) - 1 column = int(input("Введите номер столбца (от 1 до 3): ")) - 1 if row in range(3) and column in range(3) and board[row][column] == " ": valid_move = True return row, column else: print("Недопустимый ход. Попробуйте снова.") except ValueError: print("Введите целое число.") 

Теперь давайте создадим функцию для проверки выигрышного условия:

 def check_winner(): # Проверка по строкам for row in board: if row[0] == row[1] == row[2] != " ": return True # Проверка по столбцам for column in range(3): if board[0][column] == board[1][column] == board[2][column] != " ": return True # Проверка по диагоналям if board[0][0] == board[1][1] == board[2][2] != " ": return True if board[0][2] == board[1][1] == board[2][0] != " ": return True return False 

Наконец, создадим основной цикл игры, который будет переключать игроков и проверять, если игра завершилась:

 def play_game(): while True: draw_board() print(f"Ход игрока ") row, column = get_move() board[row][column] = current_player if check_winner(): print(f"Игрок победил!") draw_board() break if all(board[i][j] != " " for i in range(3) for j in range(3)): print("Ничья!") draw_board() break current_player = "O" if current_player == "X" else "X" 

Теперь, чтобы начать игру "Крестики-нолики", добавим следующий код в конец программы:

 if __name__ == "__main__": play_game() window.mainloop() 

Поздравляю! Теперь у вас есть работающая игра "Крестики-нолики" на языке Python. У вас есть возможность улучшить ее, добавив функции, такие как проверка на ничью и возможность начать новую игру. Надеюсь, что данная статья помогла вам понять, как создать игру "Крестики-нолики" на языке программирования Python. Желаю вам успехов в программировании!

�� Как написать игру крестики-нолики на питоне - полный гайд для начинающих!

Этот код создает пустую доску, отображает ее, позволяет игрокам по очереди вносить ходы, проверяет наличие победителя после каждого хода и отображает результат.

Детальный ответ

Как написать игру "крестики-нолики" на Python

В этой статье мы рассмотрим, как создать простую игру "крестики-нолики" с использованием языка программирования Python. Мы будем использовать консольный интерфейс для игры.

Шаг 1: Создание игровой доски

Первым шагом нам нужно создать игровую доску для крестиков и ноликов. Мы можем использовать двумерный список для представления доски. Каждая ячейка будет содержать символ "X", "O" или " ", в зависимости от того, занята ли она крестиком, ноликом или пуста.

 board = [[' ', ' ', ' '], [' ', ' ', ' '], [' ', ' ', ' ']] 

Шаг 2: Отображение игровой доски

Следующим шагом мы должны создать функцию для отображения игровой доски в консоли. Мы будем использовать циклы для вывода каждой ячейки и разделителей для создания сетки.

 def display_board(board): for row in board: print(row[0] + ' | ' + row[1] + ' | ' + row[2]) print('---------') display_board(board) 

Шаг 3: Ход игрока

Теперь мы должны создать функцию, которая позволит игроку сделать свой ход. Мы спрашиваем у игрока, в какую ячейку он хочет поставить свой символ, и обновляем игровую доску с учетом его выбора.

 def make_move(board, row, col, symbol): if board[row][col] == ' ': board[row][col] = symbol return True else: return False 

Шаг 4: Проверка победителя

Далее нам нужно создать функцию, которая будет проверять, есть ли победитель в игре. Мы будем проверять все возможные комбинации для победы в рядах, столбцах и диагоналях.

 def check_winner(board): for row in board: if row[0] == row[1] == row[2] != ' ': return True for col in range(3): if board[0][col] == board[1][col] == board[2][col] != ' ': return True if board[0][0] == board[1][1] == board[2][2] != ' ': return True if board[0][2] == board[1][1] == board[2][0] != ' ': return True return False 

Шаг 5: Основной игровой цикл

Наконец, мы должны собрать все функции вместе и создать основной игровой цикл. В этом цикле мы будем поочередно запрашивать ходы у игроков и проверять, есть ли победитель или ничья.

 def main_game(): board = [[' ', ' ', ' '], [' ', ' ', ' '], [' ', ' ', ' ']] display_board(board) current_player = 'X' while True: print('Ход игрока', current_player) row = int(input('Введите номер строки (0-2): ')) col = int(input('Введите номер столбца (0-2): ')) if make_move(board, row, col, current_player): display_board(board) if check_winner(board): print('Игрок', current_player, 'победил!') break elif all([cell != ' ' for row in board for cell in row]): print('Игра окончена! Ничья.') break else: current_player = 'O' if current_player == 'X' else 'X' else: print('Неверный ход. Попробуйте еще раз.') 

Запуск игры

Чтобы запустить игру, просто вызовите функцию main_game() в конце программы.

 if __name__ == '__main__': main_game() 

Теперь вам должно быть понятно, как написать игру "крестики-нолики" на языке Python. Удачи в создании своей игры!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *